Мирный атом переходит в наступление
23 сентября 2005 года
Правительство республики давно за АЭС: полгода назад при обсуждении проекта развития топливно-энергетического комплекса Татарстана в пользу строительства станции высказался вице-премьер Алексей Пахомов. Основным доводом стало то, что запасы нефти нами уже на 89 процентов выработаны, а нынешний уровень добычи в тридцать миллионов тонн может быть сохранен лишь до 2015 года. А потом... потом, дескать, остается рассчитывать на мощности АЭС, и готовиться к "жизни после нефти" надо заранее...
После знаменательного заседания Госсовета председатель Комитета по экологии, природным ресурсам и землепользованию Ринат Абдуллин развил и углубил эту позицию в интервью корреспонденту агентства "Татар-информ". В пользу строительства реактора он привел данные из той самой программы развития республики - к 2010 году потребление электроэнергии возрастет аж на 40 процентов. Мол, тепловые электростанции такие потребности не покроют, значит, нужна "очень современная атомная станция, построенная по последним технологиям и с высокой степенью безопасности".
Корреспондент "ВК" обратилась за комментарием к председателю Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марату Галееву. И услышала следующее. Практика показывает, что АЭС с по-настоящему высокой степенью безопасности не бывает. Или пока нет: ну не шагнули еще так далеко технологии их строительства. Не зря же не оправдались радужные прогнозы 70-х годов, когда предполагалось до 50 процентов электроэнергии получать "задешево" на "экологически чистых" АЭС. Подсчитали - одумались: эксплуатация реакторов выливается в непрерывную цепочку непредсказуемых сбоев, а высокая экологичность реакторов и низкая стоимость энергии на поверку - всего лишь миф. Расчеты стоимости электроэнергии АЭС у нас ведутся некорректно, в них не включают стоимость самых дорогих процессов: подготовки ядерного топлива и переработки отходов производства. А ущерб, который наносит окружающей среде и человеку излучение, несопоставим с загрязнением от теплоэлектростанции. Не выдерживает критики и план построить в Татарстане супер-пупер-современную АЭС - откуда она возьмется, если, по прогнозам ученых, принципиально новые технологии могут появиться не ранее 2015 года? Главный довод сторонников АЭС - необходимость покрыть растущую потребность в электроэнергии. Но сорок процентов прироста - это прогноз, который получен исходя из предпосылки, что производство в республике будет развиваться экстенсивно. А что, если ставку сделать на снижение энергоемкости, передовые технологии и на модернизацию тепловых станций? Тогда АЭС будет не нужна.
Строительство АЭС в Камских Полянах до сих пор удавалось тормозить: то геологи выступят против, то гринписовцы маршем пройдут. Но идея строительства реактора - не доморощенная, хотя с местными властями она вполне согласована. Полтора года назад на выездном расширенном заседании Союза территорий и предприятий атомной энергетики РФ в Балаково замминистра РФ по атомной энергии Булат Нигматулин заявил: "АЭС Камские Поляны нам нужна... и сегодня у руководства республики есть желание рассмотреть возможность восстановления этого проекта".
Сопротивляться так удачно совпавшим желаниям российского минатома и правительства республики трудно. Хотя можно. Марат Галеев сообщил, что против сегодняшней редакции проекта социально-экономического развития республики уже выступили юристы: они напомнили депутатам, голосовавшим "за", что у нас действует мораторий на строительство АЭС.
Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"